13:12 

Звуковой эффект или...

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Посмотрела фильм и кое-что меня озадачило. Вот Кеншин встаёт в позицию, выставляет перед собой сакабато и... раздаётся "звяк". Хмммм... Вот он собрался стать клятвопреступником, резко переворачивает меч - и опять "звяк".
И так каждый раз. Мечи звенят как чайные ложки в стакане, поставленном на стол. Впечатление такое, словно лезвие плохо закреплено в рукоятке и болтается, брякая почём зря. Но не может же такого быть!

Что это за звук? Спецэффект для зрителей, чтоб прониклись или действительно есть чему звякнуть?

@темы: Вопросы, Размышления, Фильм, Химура Кеншин

Комментарии
2013-01-27 в 13:31 

Зай
*недо-джедай недо-мастер* / "Я верю в безупречно точную случайность" (с) Е. Лец / ...из кустов вылез рояль...
Даже внимания не обратила :hmm:

2013-01-27 в 14:12 

ДайСё
А хорошо смеётся тот, у кого смеялка шире)) ^__________^
Ответ по опыту собственного меча:
1) Звякать - может! Причиной звяка является (предположительно) небрежная сборка меча, при которой не совсем плотно сидит хабаки. Не сам хвостовик в рукояти (там дерево и кожа ската, звякать не о что), а именно хабаки. Она может звякать о хвостовик.
НО! Звякание подобного происхождения случается только при нанесении удара. За многомногомногократное вынимание меча с неплотно пригнанной хабаки из ножен или поворачивание не было замечено ни одного звяка просто потому, что звенят части клинка, а не клинок о ножны. И к тому же Кеншин едва ли допустил подобное в своём мече.
2) Какие звуки могут издаваться при вынимании или поворачивании клинка. Может раздаваться очень тихий (слышный хозяину, но не противнику) стук. Он вызван тем, что меч действительно сидит в хорошо разработанных ножнах не очень плотно, чтобы не затруднять извлечение. Вспомним, что Кеншин делает упор на баттодзюцу, следовательно, ножны у него в меру свободные. При вкладывании клинка обратно в ножны тоже может случиться стук, но уже из-за другого: цуба меча соприкасается с устьем ножен.
3) Почему в фильме могли сделать звякание. Европейские мечи действительно делают ощутимый "звяк!" при вынимании: их ножны очень часто окованы металлом, а клинки вырываются из них с весьма большим темпераментом. Подобный "звяк" на японском мече маловозможен даже не из-за специфики ножен (в Японии их тоже могли оковать металлом), а из-за особенности хвата. При вкладывании-вынимании меча клинок даже спинкой не соприкасается с устьем ножен. Он вместо этого ложится на кисть владельца (между большим и указательным пальцем). Это делается для улучшения контроля клинка (вспомним частое европейское сование в ножны со второго-третьего раза). Следовательно, в Японии звякания о ножны нет, это чисто европейская фишка, которую могли вставить из своей культуры (для пущего эффекта).

Я не претендую на окончательность информации, всё это основано только на собственном знании и опыте.

2013-01-27 в 16:14 

Имри
У Graftа такие вещи спрашивать надо. На моей сувенирке так цуба звякает.

2013-01-27 в 19:53 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Подобная хреновина в любом аниме с самураями на каждом шагу. Персонаж злобно впивается в противника взором, красиво поднимает меч к глазам - и звяк. Причиной является неточная подгонка рукояти к клинку. Когда на клинок надевают хабаки, цубу и вставляют его хвостовиком в рукоять, он обычно немного свободно двигается. Разницу выбирают шайбами "сэппа", в классическом варианте двумя - одна со стороны клинка (между цубой и хабаки), вторая со стороны рукояти (между цубой и рукоятью). См. картинку, такой золоченый овал с зубчиками по периметру - это оно самое. В связи с отсутствием сэппа при резком движении меча (например, при принятии стойки) будет слышно звяканье, когда хабаки стукнет по цубе или цуба стукнет по оковке рукояти.



У самурая в мече может не быть сэппа по нескольким причинам. В числе прочего, самая популярная причина - показной профессионализм. Так повелось с легкой руки небогатых мастеров меча начала Эдо, которые следили только за клинком и не тратились ни на какие дополнительные мелочи.

2013-01-27 в 21:07 

ДайСё
А хорошо смеётся тот, у кого смеялка шире)) ^__________^
А, ясно, значит, у нас было слишком хорошо подогнано... точно! Когда оно разбалтывалось, но раньше, чем начинало звякать, мы кусочки кожи подкладывали)

2013-01-27 в 21:32 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Да, кожу тоже можно. Что интересно, самураи почему-то так не делали. В смысле, согласно традициям кожаные прокладки вместо металлических шайб были допустимы, и кожаные кусочки вообще почти ничего не стоят, а вот не вставляли и щеголяли лязгающим оружьем.

2013-01-27 в 22:44 

Имри
А у них что-то из кожи было? Ну то есть я помню, что в давние времена - да. А потом? С животноводством худо, работа кожевенника - грязная, удел хинин. Они что-то из кожи вообще делали?

2013-01-28 в 08:12 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
ДайСё, Graft, просветите тёмную, что такое хабаки и цуба! :beg: А то как в песне, всё понятно, но что конкретно...

2013-01-28 в 09:19 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Имри, таби бывали кожаные, в варадзи вдевали кожаный ремешок вместо веревки. Перевязи со снаряженными патронами для ружей иногда случались кожаные.

Раника, хабаки это муфта на клинке у рукояти, которая плотно пригнана по размеру к ножнам и не дает клинку выпадать из них, на фотографии - квадратная латунная штуковина. Цуба - это просто "гарда" по-японски, вот этот самый кружок на рукояти для защиты руки от ударов.

2013-01-28 в 11:10 

Имри
Graft, спасибо.

2013-01-28 в 13:16 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Graft Причиной является неточная подгонка рукояти к клинку.
Спасибо, я и слышу, что где-то в районе рукояти брякает.)))

У самурая в мече может не быть сэппа по нескольким причинам. В числе прочего, самая популярная причина - показной профессионализм.
А бряцанье меча в таком случае разве нормально? Что это за самурай, если оружие не в порядке? Или это за непорядок не считалось?

2013-01-28 в 14:31 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Или это за непорядок не считалось?
В современном мире многие профессионалы тоже отличаются от лощеных и выглаженных парней с парадов, и не в лучшую сторону, пожалуй) Тем более эта разболтанность всего лишь цубы, на точность подогнанного к рукояти клинка это воздействия не оказывало. А люди иногда вообще с мечами без цубы справлялись, и жили достаточно долго.

2013-01-28 в 14:37 

Ayeleth
Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
А люди иногда вообще с мечами без цубы справлялись
А нас наставник учил, что цуба - это лишнее, расслабляет.

2013-01-28 в 14:40 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
Мне "безцубные" боккены нравятся, потому что в них можно вцепляться более свободным и широким хватом, не опасаясь притереться рукой к цубе. И мечи я подбираю с удлиненными рукоятями, с них-то цубу снимать как-то не с руки, неканонично выходит.

2013-01-28 в 14:44 

Ayeleth
Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
Аналогично) Такой себе компромиссный вариант.

2013-01-28 в 15:03 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Graft Тем более эта разболтанность всего лишь цубы, на точность подогнанного к рукояти клинка это воздействия не оказывало.
А посторонний звук не отвлекает? Или может выдать/предупредить противника...

А люди иногда вообще с мечами без цубы справлялись
А она вообще для чего нужна? (я всегда думала, чтобы в ножны клинок до упора не сваливался, но я понятно...)

2013-01-28 в 15:07 

Ayeleth
Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
А она вообще для чего нужна?
А чтобы защищать кисть руки от ударов. И плюс считается, что цуба служила также упором для кисти руки при колющих ударах.

2013-01-28 в 15:11 

Graft
В лесу было двое тупых - самурай и его меч.
А она вообще для чего нужна?
В теории предохраняет руки. На практике нужно быть очень бестолковым и невезучим самураем, чтобы подпустить вражеский клинок к цубе.

Или может выдать/предупредить противника...
Ну, если противник специалист, то он и без этого будет предупрежден, а если нет - то это ему не поможет) Небольшая история по поводу "выдать" - если самурай чистит меч гвоздичным маслом (один из классических вариантов), то его достаточно просто обнажить, и вокруг распространится достаточно сильное амбре. Один мой учитель шутил, что так и объясняется "чутье" самурая, определяющее, что со спины подкрадывается кто-то нехороший: запахло гвоздичным маслом - переходи в боевой режим :laugh:

2013-01-28 в 15:15 

Ayeleth
Ты всегда получаешь чего хочешь, рано или поздно, так или иначе…
опять же про цубу - если хочешь пальцы прикрыть, нужно так двигаться, чтоб сам изгиб боккена отводил удар. Хотя тут у каждого своя правда)

2013-01-28 в 16:26 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Eileth, А чтобы защищать кисть руки от ударов.
Graft, На практике нужно быть очень бестолковым и невезучим самураем, чтобы подпустить вражеский клинок к цубе.
Видимо, для новичков, и так, на всякий случай, которые, как известно, бывают разные.)

Graft, Один мой учитель шутил, что так и объясняется "чутье" самурая, определяющее, что со спины подкрадывается кто-то нехороший: запахло гвоздичным маслом - переходи в боевой режим :laugh:
Выходит, аффтар фанфика, написавший "А ты, я вижу, занимаешься кендо. То-то ты нас сразу пронюхал." был не так уж неправ.))))

2013-01-31 в 14:54 

Fuchoin Kazuki
То, что у тебя паранойя, еще не значит, что ОНИ за тобой не следят
Подобная хреновина в любом аниме с самураями на каждом шагу

Вот и мне так кажется. Это делается для усиления восприятия события. Даже моя сувенирная катана не издает столько звуков.)))) Не будем забывать об условностях аниме.

2013-01-31 в 23:23 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Не будем забывать об условностях аниме.
Да там одни сплошные условности...
И я вообще-то про фильм, там тоже звякает, дай бог.

2013-01-31 в 23:26 

Зай
*недо-джедай недо-мастер* / "Я верю в безупречно точную случайность" (с) Е. Лец / ...из кустов вылез рояль...
Раника, ну, фильм вполне в духе условностей аниме :)

2013-01-31 в 23:28 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Зай, эмммм, а где там условности аниме? о_О

2013-01-31 в 23:32 

Зай
*недо-джедай недо-мастер* / "Я верю в безупречно точную случайность" (с) Е. Лец / ...из кустов вылез рояль...
Раника, хм... Да там одни сплошные условности..., что были характерны еще сериалу.

2013-01-31 в 23:36 

Раника
Тонкую нить в руку возьму, — в темноте долго нам идти...
Зай, честно, не заметила.
Разве что Кеншин так вовремя (вдруг!) вернулся в додзё.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Сказание эпохи Мэйдзи

главная